Одеса (093)121-90-60
Київ (063)594-90-28
Львів (096)576-20-20
Івано-Франківськ (098)928-24-17
Луцьк (073)888-15-17
Дніпро (066)291-05-01
Харків (068)145-68-68
Мускул-кары: тогда и сейчас. Легендарные: Ford Mustang, Dodge Charger, Chevrolet Camaro и др.

Что такое “мускул-кар”? Вопрос вроде бы нехитрый, но ответов на него множество. В самом широком толковании, это почти любой американский автомобиль с динамикой лучшей, чем у средних современников. В каноничной же самой узкой трактовке, мускул-карами могут считаться только конкретные модели 1964-72 годов… Парадоксально, но все мнения имеют право на существование, а неизменным остаются только два критерия: автомобиль должен быть американским и мощным. Долгие десятилетия справедливо было и печальное уточнение, что, мол, “эпоха мускул-каров прошла и никогда не вернётся”. Но уже нет! Мы живём в чудесное время, когда в США вновь делают очень мощные и очень быстрые автомобили, причем они резко доступнее своих европейских конкурентов. И для того, чтобы полностью разобраться в нынешних мускул-карах (или “modern muscle”, как их именуют на языке оригинала), необходимо изучить историю…

Компания Атлантик Экспресс лидер среди импортеров Украины, в сегменте автомобилей из США. Мы готовы купить и доставить из Америки любой классический или современный маслкар: Ford Mustang, Dodge CHARGER, Dodge CHALLENGER, Chevrolet CAMARO, или любой другой muscle car, который доступен для покупки на аукционе в Америке. Отзывы о нашей работе ищите на YouTube, или смотрите у нас на сайте.

Содержание стать:

Предыстория. Мощные американские авто до 1964 года

С самого зарождения автопром США шел своим путем. Для начала, большие расстояния породили спрос на массовый транспорт, который индустрия с радостью удовлетворяла так, что страна уже к концу Первой Мировой войны производила свыше 1 миллиона автомобилей ежегодно.

К началу Первой мировой войны в США производили свыше 1 миллиона авто в год

Не скованные европейскими сложностями, американские марки предлагали крупные и мощные модели по разумной цене. По сути то, что в Европе было прерогативой представительского класса, оказывалось доступным для среднего американца. Так что и до наступления эры мускул-каров в США было немало машин, которые можно назвать по нынешним меркам даже суперкарами. Скажем, марки Stutz и Mercer бились за такую клиентуру на заре ХХ века, производя машины, способные как ездить по улицам, так и выступать в профессиональных гонках – достаточно было снять крылья и фары. А компрессорная рядная “восьмерка” под капотом роскошных Duesenberg SJ 1932-37 годов выдавала 320 л.с. и это был Bugatti Veyron своего времени! Первые же шаги к настоящим мускул-карам сделала, пожалуй, компания Auburn. Они с конца 1920-х продавали достаточно доступные машины с мощными V12. В случае установки такого мотора в лёгкий кузов Auburn Speedster были по-настоящему быстрыми. И “большой тройке” Детройта приходилось не отставать от независимых марок.

Buick Century Convertible

Buick Century (1936) – возможно, первый мускул-кар

Вообще, в 1930-х “гонка цилиндров” достигла апогея – в качестве флагманских предлагались моторы V12 и даже V16. Тогда же стандартным двигателем стал восьмицилиндровый. Когда в 1932 году лидер массового рынка, Ford, начал продажи первого дешевого V8, это породило и индустрию тюнинга, и культуру. До сих пор именно Ford 1932 года, так называемый “deuce” – эталон стиля хот-родов, а многие тюнинг-компании ведут свою родословную от производства деталей для фордовского “flathead” V8. В 1936 году свой вклад внесли и General Motors, представив Buick Century: сочетание короткого кузова от младшего Buick Special с мощным двигателем от старшего Buick Roadmaster.

В иерархии марки получившаяся модель стояла посередине, а название свое получила от способности разгоняться свыше 100 миль/ч (161 км/ч), что на то время было серьезной заявкой для обычного семейного автомобиля. Потом пришла Вторая Мировая война и вся автопромышленность 4 года трудилась над совершенно иными задачами, внося свой вклад в военную мощь США. Производство легковых машин в 1943-45 годах было вообще остановлено. Следующие три года все марки выпускали чуть-чуть обновленные довоенные модели и готовились к выпуску новых поколений, которые стали больше и мощнее предшественников.

Двигатель Chrysler C-300 (1955)

Двигатель Chrysler C-300 (1955)

При этом, до 1960 года в США почти не было компактных автомобилей. Упрощенно говоря, все три корпорации General Motors, Ford и Chrysler имели по одной основной платформе для легковых машин лишь с вариациями на тему длины колесной базы: дешёвые модели короче, дорогие – длиннее. Особняком стояли только спорткары Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird. Соответственно, весь ассортимент двигателей тоже проектировался под эти самые “стандартные” автомобили, как их позже начали называть.

Разумеется, продолжалась гонка мощностей и технологий: именно в послевоенные годы абсолютно все американские производители освоили моторы V8 вместо рядных, а между 1948 и 1964 годом увеличили их мощность в среднем втрое со 100-150 л.с. до 350-400 л.с. и больше! Самый весомый вклад в фундамент идеи мускул-каров в 1950-х внесла корпорация Chrysler в виде серии ежегодно обновляемых Chrysler 300, которые, как правило, были самыми мощными и быстрыми на рынке благодаря двигателям Hemi V8 под капотом.

Chevrolet из США в Украине купить

Линейка спортивных версий Chevrolet 1965 года хорошо иллюстрирует разницу в габаритах. Chevelle Malibu SS – настоящий мускул-кар, Impala SS – полноразмерный, а Nova SS и Corvair относятся к компактному классу и, в данном случае, никак не считаются мускул-карами

Тогда лошадиные силы продавали. Тактика “побеждай в воскресенье, продавай в понедельник” относится именно к этому периоду. Габариты и вес стандартных американских машин продолжали расти, а вместе с ними и моторы росли в объеме и мощности. И чтобы компенсировать динамику для более тяжёлых новых авто, и чтобы получить конкурентное преимущество на рынке. Сами производители открыли для себя автоспорт и все активнее официально участвовали в гонках NASCAR и NHRA, что стимулировало выпуск специальных версий для омологации под соревнования. А еще произошло резкое расширение модельных рядов – отвечая на появившийся рыночный спрос, Детройт начал выпускать сначала “компактные” автомобили (compact cars). А через пару лет добавились и “среднеразмерные” (mid-size) – занявшие место между компактами и “стандартными” или, теперь уже, “полноразмерными” (full-size) машинами.

Появление Pontiac GTO и Ford Mustang

В 1964 году произошло два события, которые окончательно изменили облик американского автомобильного рынка. За год до этого корпорация General Motors по политическим причинам отказалась от официального участия в спортивных соревнованиях. Это больнее всего ударило по возможностям рекламы подразделения Pontiac – марка тогда начинала строить свой образ “спортивно-молодежной” за счет успехов в спорте, но на практике в серийном ассортименте не было ни спорткара (так как Corvette и его шасси являлось эксклюзивом для Chevrolet), но особых модификаций обычных машин (опять таки, у Chevrolet с 1961 года имелась Impala SS). Тогда руководитель Pontiac Джон Делориан дал “зелёный свет” проекту Tempest GTO – установке самого мощного двигателя от полноразмерного Bonneville в среднюю модель Tempest.

Идея заключалась в том, чтобы предложить недорогую машину, которая при этом была бы очень быстрой – то же, что сделали Buick с моделью Century в 1930-х, но на современный лад. Получившийся автомобиль и оказался первым важным автомобильным событием 1964 модельного года, совершенно ошарашив публику. Эффект вышел гораздо больше, чем планировали в Pontiac, модель GTO породила массу подражательств и, собственно, стала первым настоящим мускул-каром в строгом определении: среднеразмерное купе или кабриолет с самым большим и мощным двигателем V8 из доступных.

Pontiac GTO породила массу подражательств и стала первым настоящим мускул-каром

 

Pontiac Tempest Lemans GTO

Pontiac Tempest Le Mans GTO (1964)

Ну а второе событие произошло 17 апреля 1964 года – Ford представили Mustang. Идея принадлежала гениальному менеджеру Ли Якокке: он был уверен, что на рынке не хватает молодежного купе со спортивным внешним видом. Такая машина должна была делить платформу с компактным Ford Falcon в целях экономии, но иметь собственный кузов с длинным капотом, вмещать 4 взрослых пассажиров и оставаться недорогим в базовой версии. Экономический секрет Mustang заключался в том, что базовая версия комплектовалась по минимуму и имела скромный шестицилиндровый двигатель мощностью, позаимствованный у того же Falcon.

Продажи Ford Mustang всемеро превысили первоначальные планы – 700 тысяч авто

Многочисленные опции предлагались за доплату, причем главный заработок Ford делали на двигателях – чтобы “быть, а не казаться спортивным” и получить мощный V8 под капот, покупателю приходилось немало доплачивать. Спрос на Ford Mustang, как и на Pontiac Tempest GTO, также превзошел все ожидания и в первый год продали почти 700000 машин – всемеро больше плана. С лёгкой руки одного журналиста, этот класс автомобилей в честь основоположника получил “лошадиное название” – pony cars.

Ford Mustang 1964

Ли Якокка (слева) и Ford Mustang 1964 года

Кстати, любопытно, что ту классическую эпоху термина “мускул-кар” еще не существовало, а подобные Pontiac GTO машины называли… “supercar”! Уже позже, когда термин “суперкар” в мировом масштабе начал обозначать автомобили вроде Lamborghini Miura, пресса и энтузиасты пришли к термину “мускул-кар”. Со временем, стерлось и выделение “пони-каров” в отдельный класс, и снисходительное отношение к мощным полноразмерным авто вроде Chevrolet Impala SS и Chrysler 300 – по современным меркам все это “мускул-кары”. Однако, в целях исторической точности, стоит все же разделять автомобили той эпохи так, как это делали современники.

Мускул-кары (muscle cars)

Как уже должно быть понятно, в самом узком значении “мускул-кар” это среднеразмерное купе или кабриолет, оснащённое мощным V8. Некоторые мускул-кары выделялись особыми комплектациями и броскими именами, в то время как другие покупатели, наоборот, предпочитали заказать автомобиль в самом неприметном варианте, но с мощнейшим мотором. Это часто порождает путаницу, ведь внешне одинаковые машины могут в итоге цениться совершенно по-разному. Более того, из сотен тысяч выпускавшихся ежегодно автомобилей базовой модели, например Oldsmobile Cutlass, только небольшой процент относится к “мускулистой” разновидности 4-4-2. В США проблема клонов мускул-каров, сделанных из младших версий среднеразмерных купе, уже давно стала большой проблемой и часто для достоверной идентификации оригинальности приходится привлекать сертифицированных специалистов. Между прочим, седаны и универсалы тех же самых моделей, даже с V8 под капотом, к классическим мускул-карам не относятся!

Pontiac GTO 1966 и 1969 годов

Pontiac GTO 1966 и 1969 годов показывают эволюцию стиля мускул-каров

У General Motors основой для мускул-каров стала платформа GM A-body, на базе двух поколений которой с 1964 по 1972 годы все легковые марки корпорации представили свои варианты таких машин. Прародителем был Pontiac GTO на основе модели Tempest. Chevrolet выпускали версии SS396 и SS454 для Chevelle (причем, далеко не все Chevelle SS были “мускулистыми”, иногда этот шильдик означал всего-то внешние изменения в комплектации). У Oldsmobile базовой машиной был Cutlass, а мускул-кар именовался 4-4-2: вначале, индекс означал “4-ступенчатую МКПП, 4-камерный карбюратор и 2 выхлопные трубы”, но со временем этот смысл утерялся. Даже Buick подключились к тренду, предлагая модификации семейства Gran Sport (GS400, GS455, GSX) для модели Skylark. Из всех этих машин самым популярным был GTO (до 95000 штук в год), а самым мощным – Chevrolet Chevelle SS454 1970 года (450 л.с. с опциональным мотором LS6).

Хотя все 4 марки принимали решения самостоятельно, их действия оказывались очень похожими. Например, к началу 1970-х все выпустили упрощенные и удешевленные версии с менее мощными моторами, но тем же внешним стилем: Pontiac Tempest GT-37, Oldsmobile Rallye 350 и Cutlass W-31, Chevrolet Chevelle “Heavy Chevy” и Buick GS350. Конечно же, переход на новое поколение базовой платформы происходил одновременно и потому считается, что в 1973 году у General Motors уже не было настоящих мускул-каров. Даже с учётом того, что все марки продолжали лепить популярные названия на новые среднеразмерные купе, эти авто оказывались насмешкой над своими предшественниками.

 

Mercury Cyclone Spoiler (1971)

Mercury Cyclone Spoiler (1971)

Поскольку Pontiac GTO и концепция среднеразмерного мускул-кара были изобретением General Motors, то Ford на этом рынке первую пару лет упустили (правда, собрав сливки с Mustang). Затем, в 1966-67 годах, мускулистая версия с индексом GT появилась для мидзайза Ford Fairlane 500XL. Но реальная слава и спрос появились с переходом на новую модель Ford Torino GT: в 1968-71 годах они продавались не хуже, чем Pontiac GTO. В 1969 году добавилась бюджетная модель Torino Cobra, эксплуатирующая славное имя, выкупленное Ford у Shelby. В том же году собрали 754 штуки легендарного своей аэродинамикой Ford Torino Talladega для омологации модели в гонках NASCAR. Но уже в 1972 году, с выходом нового увеличившегося в размерах Torino, настоящие мускул-кары на его базе исчезли… Подразделение Mercury продавало в 1966-67 свой вариант Fairlane под названием Comet и, синхронно с Ford, перешли в 1968 году на клон Torino под названием Montego. В оба периода мускул-кар на этой базе именовался Mercury Cyclone. По большому счету, он дублировал предложение Ford, а особняком стоит только очень запоминающаяся модель Cyclone Spoiler 1970-71 года с неповторимо агрессивным внешним видом.

Dodge Charger Daytona

Крылатые воины NASCAR” – Dodge Charger Daytona (1969) и Plymouth Road Runner Superbird (1970)

Наконец, в иерархии Chrysler мускул-карами занимались две марки – бюджетная Plymouth и Dodge с их спортивным имиджем. С 1965 года они делили между собой новую среднеразмерную платформу B-body, предлагая на ней Dodge Coronet и Plymouth Belvedere в разнообразных кузовах и с самыми разными моторами. Среди них были и настоящие мускул-кары Coronet R/T и Belvedere GTX, включая редкие машины с “426 Hemi” под капотом. Годом позже на основе Coronet появилась эксклюзивная модель Dodge Charger с двухдверным кузовом типа фастбэк. Уникальность идеи выпуска мускул-кара с собственным кузовом, а не просто “заряженного” среднеразмерного авто сделала модель очень популярной и узнаваемой настолько, что с 1971 года, когда Charger производился уже в третьем поколении, Coronet вообще остался только в четырехдверном варианте. Правда, и сам Charger с того времени начал терять в мускулистости, а самыми ценными оказались машины 1968-70 годов, особенно с 425-сильным двигателем Hemi.

Взносом Plymouth же в развитие рынка стал доступный мускул-кар Road Runner 1968 года на базе самой простой разновидности купе Belvedere, но с возможностью заказа мощного мотора: такие машины продавались впятеро лучше более дорогих Belvedere GTX. Видя этот успех, Dodge скопировали его с моделью Super Bee (“супер пчела”) на базе Coronet. Ну и, конечно, нельзя хоть мельком не упомянуть “крылатые” Dodge Charger Daytona (1969) и Plymouth Road Runner Superbird (1970) – их внешний вид никого не оставляет равнодушным, а аэродинамику прорабатывали в расчете на гонки NASCAR. Увы, 1971 год был последним для Hemi V8 и других действительно мощных моторов корпорации Chrysler, поэтому Charger, Roadrunner и GTX 1972-74 годов имеют гораздо меньшую ценность… Имя Dodge Charger с тех пор неоднократно возрождалось и здравствует ныне, а вот для марки Plymouth история кончилась в 2000 году.

Пони-кары (pony cars)

Этот совершенно новый класс машин зародился в 1964 году и, фактически, почти неизменным существует до сих пор, хотя о точном его названии постепенно стали забывать. В отличие от мускул-каров, принадлежность к “pony cars” определяется не агрегатами, а кузовом – спортивным по духу, но недорогом и созданном на базе обычной компактной платформы. Модели с базовыми шестицилиндровыми моторами мало кого могли впечатлить мощностью, так что переделки под V8 (включая несуществовавшие с завода комбинации) во все времена были популярны в США.

Dodge Challenger R/T и Plymouth Hemi ‘Cuda (1970)

Dodge Challenger R/T и Plymouth Hemi ‘Cuda (1970)

Вопреки распространенному мнению, Ford Mustang не был первым на рынке – Plymouth Barracuda опередила его на две недели. Но сама разработка Plymouth велась в спешке и стартовала только после того, как корпоративная разведка донесла о планах Ford сделать спортивный вариант Falcon. Сжатость сроков привела к тому, что первое поколение Barracuda оказалось не слишком удачным, а его продажи нельзя было сравнить с феноменом Mustang. Однако, второе (1967-69) и, особенно, третье поколение Plymouth Barracuda (1970-74) заметно улучшились и составили хорошую конкуренцию Mustang. Кроме того, с 1970 по 1974 год производился Dodge Challenger – чуть удлиненный вариант Barracuda для другого подразделения Chrysler.

Благодаря хорошему дизайну и наличию сверхмощных версий с моторами 426 Hemi V8, “пони-кары” Barracuda и Challenger пользуются большим почетом у коллекционеров

Благодаря хорошему дизайну и наличию редких сверхмощных версий с моторами 426 Hemi V8, “пони-кары” Barracuda и Challenger пользуются ныне даже большим почетом у коллекционеров, чем Mustang.

2016 Shelby GT350 Mustang w 65 GT350

Shelby GT-350R 1965 и 2015 годов

Сам “виновник торжества” от Ford с первого года продавался огромными тиражами. В 1965 году Ли Якокка привлек Кэрролла Шелби к работам над машиной, что вылилось в “мускулистый пони-кар” Shelby GT-350 и, позже, GT-500. Первые Mustang от Шелби продавались до 1970 года и быстро стали иконой стиля, поскольку давали покупателям совершенно иные ощущения от езды – в отличие от неуправляемых мускул-каров, на них можно было успешно выступать в кольцевых гонках. Сами Ford старались не отставать и постепенно создали множество культовых модификаций Mustang разного назначения вроде Cobra Jet, Boss 429 и Mach 1. В 1971-73 годах Mustang начал увеличиваться в размерах и плавно смещаться в сторону “персональной роскоши”, что было логично для Ford, но разочаровало энтузиастов.

Тем не менее, возврат к истокам в виде Mustang II 1974-78 годов на базе платформы Ford Pinto, оказался ещё менее впечатляющим с точки зрения характеристик. Вернуть веру в Mustang помогло третье поколение – “Fox-body” (1979-1993 годы), плавно перетекающее в четвертое, “SN95” (1994-2004). У первых Ford Mustang с 1967 года был близнец по имени Mercury Cougar – чуть более престижная версия той же машины. Как и Ford, подразделение Mercury трудилось над мускулистыми версиями своего пони-кара, самой известным из которых стал Mercury Cougar Eliminator. С 1974 года пути Cougar и Mustang разошлись навсегда, поскольку Mercury таки переориентировали свою модель в класс “персональной роскоши”, где машина и осталась.

Chevrolet Camaro

Chevrolet Camaro первого и шестого поколений вместе

В отличие от Chrysler, в корпорации General Motors не спешили с ответом на Mustang. Сначала потому, что ошибочно решили – их заднемоторный “компакт” Chevrolet Corvair и так будет адекватным конкурентом. Но когда выяснилось, что Corvair обречён из-за реальных и выдуманных проблем с безопасностью, а особенно из-за испорченного имиджа, то на основе компактного Chevy II Nova разработали Camaro. Как и Mustang, эта машина стала феноменально популярной с момента начала продаж в 1967 году. Также, как и Mustang, первое поколение предлагалось в совершенно разных версиях, от вялых шестицилиндровых до сразу подготовленных к гонкам Z/28 и ZL1. В 1970 году уже появилось второе поколение Camaro – больше по габаритам и менее “мускулистое” в целом. Последовавшие кризисы не раз ставили под вопрос существование Camaro, но в итоге модель тоже сохранялась на конвейере непрерывно до 2002 года, сменив 4 поколения и всегда являясь адекватным ответом на Mustang. Тем не менее, в 2003-2009 году Chevrolet Camaro не выпускался из-за того, что GM не решались вкладывать деньги в создание новой платформы, а старая (F-body) морально устарела.

Pontiac Firebird Trans Am 1969 и 1999 годов

Pontiac Firebird Trans Am 1969 и 1999 годов

Наконец, у Camaro с 1967 по 2002 год имелся и “брат” в ассортименте Pontiac под названием Firebird, который большую часть истории отличался от Camaro лишь внешним видом, дизайном интерьера и выбором двигателей. Зато для Pontiac это была “любимая игрушка”, ведь подразделению не давали создать свою версию двухместного Corvette. И они вкладывали всю фантазию о спорткарах в Firebird, особенно топовой версии Trans Am. Например, в 1973-74 годах именно Pontiac Trans Am SD455 оставался последним из по-настоящему мощных автомобилей закончившейся эпохи мускул-каров. Поколения Firebird сменялись синхронно с Camaro и машина ушла в небытие в том же 2002 году. В отличие от Camaro – навсегда, потому что к 2010 году, когда Chevrolet осилили выпустить свой modern muscle, самой марки Pontiac уже не существовало.

Полноразмерные мускул-кары (full-size muscle cars)

Очевидно, что раз мощные крупнообъемные V8 попали в мускул-кары с “фулл-сайзов”, то в США хватало и “заряженных” полноразмерных купе и кабриолетов вроде Ford Galaxie и Pontiac Catalina. Общее правило, что далеко не каждая машина конкретной модели относилась к мускул-карам здесь действует ещё более жёстко. По мнению истинных пуристов, такие авто вообще выходят за пределы класса, но большинство историков и энтузиастов сходятся во мнении, что некоторые полноразмерные мускул-кары вполне заслужили свое место в общем списке.

Chrysler C-300 (1955)

Chrysler C-300 (1955) положил начало “литерной” серии

Как минимум, это серия Chrysler 300 с 1955 по 1965 год – так называемые “литерные”, поскольку каждый год название менялось от 300-B до 300-L. Изначально индекс (C-300 в 1955 году) означал 300 л.с., что было немалым достижением для стандартного седана. Дальше мощность росла, а “300” стало просто торговой маркой для быстрых полноразмерных Chrysler. Историческая ценность “литерной” серии в предвосхищении спроса на мускул-кары, так что хотя сами эти машины выпускались считанными тысячами в год, они запомнились – и название возродили с 1999 года для новых мощных седанов Chrysler.

 

Chevrolet Impala SS427 (1967)

Chevrolet Impala SS427 (1967)

Второй же четко узнаваемый полноразмерный мускул-кар – это Chevrolet Impala SS 1961-69 годов. Именно с него началось все семейство Super Sport у Chevrolet. Как и с прочими SS, не все Impala SS представляют интерес в качестве мускул-каров: вразрез с логикой названия, были даже шестицилиндровые машины. Но, гигантские объемы продаж (свыше 100000 ежегодно между 1962 и 1967 годами) сделали Impala SS просто очень известными. Ну и, конечно, Impala SS427 с 7-литровым мотором 1966-69 годов вполне оправдывают “суперспортивный” шильдик, ведь их мощность доходила до 425 л.с. В 1994 году памятное имя возродили, причем впервые – на седане, а не купе.

Компактные мускул-кары (compact muscle cars)

Вплоть до 1990-х годов типичные американские автомобили имели трехместные диваны спереди и сзади, а раздельные кресла (bucket seats) считались признаком спортивности. В таких условиях, Chevrolet в 1960 году открыли новый сегмент “спортивных компактов” с моделью Corvair Monza. Конечно, не только раздельные сиденья были определяющим фактором и конкурентам пришлось поднапрячься, чтобы не упустить новую нишу рынка.

Так в 1961-63 годах появилось целое созвездие похожих по духу машин: Ford Falcon Futura, Pontiac Tempest Le Mans, Buick Special Skylark, Dodge Lancer GT, Mercury Comet S-22, Oldsmobile F-85 Jetfire, Plymouth Valiant Signet… Некоторые из них были весьма интересны технически, а парочка даже достаточно быстры – но с появлением Mustang и Barracuda эта мода иссякла так же быстро, как началась. Более того, даже более поздние Chevy II Super Sport, Ford Falcon Futura Sprint V-8, Mercury Comet Caliente и Dodge Dart GT не котируются, как мускул-кары, оставаясь по классификации именно “спорт-компактами”. Тем не менее, есть машины, которые при сообразной комплектации таки признаются настоящими “компактными мускул-карами”.

Chevrolet Nova SS427

Сделанный в 37 экземплярах настоящий суперкар Yenko S/C427 Nova 1969 года на базе Chevrolet Nova SS396 имел еще более мощный мотор, чем базовая модель

В первую очередь, это Chevrolet Nova SS396 1968-70 годов с 6,6-литровым биг-блоком мощностью 325-375 л.с. – в отличие от других Nova SS, эта версия была и правда быстрой. У Dodge тоже имелась компактная модель полноценного мускул-кара под названием Dart GTS, прямой конкурент Chevrolet Nova SS396. Его можно было купить в 1968-69 годах в вариантах с моторами 5,4 л или 6,3 л мощностью 275-330 л.с., но самые интересные варианты Dart тоже стали плодом сотрудничества с Hurst в 1968 году: 82 экземпляра Dart Hemi и 48 штук Dart GSS.

Dodge Dart Demon 340 (1972)

Dodge Dart Demon 340 (1972) был гораздо менее впечатляющим, чем одноименный монстр Dodge Challenger SRT Demon 2018 года

Когда к 1970 году пришла пора обновлять компактный Plymouth Valiant (соплатформенник Dodge Dart), бюджет был небольшим и компания необычно решила переделать сам кузов вместо рестайлинга передней части. Получившийся фастбэк назвали Plymouth Duster и он продавался гораздо лучше прочих кузовов Valiant! В своей топовой разновидности Duster 340 1970-73 годов с 5,4-литровым мотором за сочетание характеристик, цены и внешнего вида вполне легитимно считается “компактным мускул-каром”. Видя его успех, Dodge позаимствовали этот кузов у Plymouth и выпустили в 1971 году модель Dodge Demon, тоже существовавшую в версии Demon 340. Она продержалась на конвейере всего два года – под давлением христианских организаций, имя машины 1973 года пришлось сменить на невзрачное Dart Sport… Но, конечно, времена меняются и теперь короткая история Dodge Demon стала гораздо ярче благодаря 840-сильной модели 2018 года.

Персональная роскошь (personal luxury cars)

Все это время марки Cadillac, Lincoln и Imperial надменно взирали на рынок плебейских мускул-каров с высоты сегмента “персональной роскоши” – ближайшего американского аналога европейских “гран туризмо”. По сути, даже Buick слабовато участвовал в процессе. Престижным купе и кабриолетам той поры в США полагалось отличаться роскошью, а не динамикой, так что даже оснащенные мощными двигателями, тяжёлые и крупные машины вроде Cadillac Eldorado, Ford Thunderbird, Oldsmobile Toronado и Lincoln Continental Mark III однозначно не относятся к мускул-карам и не стоит их путать.

Pontiac Grand Prix SSJ (1971)

Pontiac Grand Prix SSJ (1971) – модель на пересечении двух классов авто

Однако, в некоторых случаях грань тоньше. Под определенным углом зрения и в конкретных модификациях другие представители “персональной роскоши” – скажем, Buick Riviera GS, Chevrolet Monte Carlo SS454 и Pontiac Grand Prix SSJ вполне могут поспорить о “мускулистости”. Впрочем, ежегодно с 1970-го и эти машины все дальше уходили от динамики к комфорту, а также росли в размерах. По нынешним же временам, класс “персональная роскошь” стал памятником декадентской избыточности американского автопрома 1970-х годов и полной противоположностью мускул-карам.

Спорткары (sports cars)

Американское определение спорткара простое – это, в первую очередь, двухместный автомобиль. Не все двухместные машины спортивны, конечно, но все американские спорткары – двухместные. Соответственно, ни Chevrolet Corvette, ни Shelby Cobra не могут считаться мускул-карами, поскольку принадлежат к другому классу машин.

Американское определение спорткара простое – это, в первую очередь, двухместный автомобиль.

Chevrolet Corvette

Chevrolet Corvette “мускулистой” эпохи и реплика Shelby Cobra напоминают, что не все мощные американские машины считались мускул-карами в свое время

Таким образом, конкретно первое поколение Ford Thunderbird (1955-57 годы) тоже относится к спортивным машинам по причине двухместности, а вот все последующие, четырехместные – уже к “персональной  роскоши”. Занятную пищу для ума представляет двухместный пони-кар AMC AMX 1968-70 годов на базе укороченного шасси и кузова AMC Javelin, но и его чаще относят таки к “спорткарам”.

Топливный кризис и эпоха недомогания

История мускул-каров чем-то напоминает гибель динозавров, с одним лишь отличием, что мускул-кары ныне возродились пуще прежнего. 1970 год стал пиком “мускулистой” эпохи с машинами, имевшими номинально до 450 л.с. – тогдашние правила замера мощности были неточными, а производители иногда даже занижали официальные показатели, чтобы не пугать страховые компании. Дальше с каждым годом ситуация ухудшалась. С одной стороны, страховщики действительно озаботились: высокий процент ДТП с мускул-карами заставлял их повышать тарифы, а отдельные модификации (например, Yenko SS427 Nova) провозгласили вообще “нестрахуемыми”.

Это резко снизило спрос и привело к появлению упрощенных мускул-каров вроде Heavy Chevy с меньшими двигателями, но яркой внешностью. Кстати, вышеупомянутые аварии происходили не только из-за манеры вождения. Классические мускул-кары были по нынешним меркам неконтролируемы из-за примитивной ходовой части, слабых барабанных тормозов и шин диагональной конструкции. Да и пассивной безопасностью в те годы не сильно опекались. По сути, кроме мотора, в них не было ничего спортивного и поэтому реальную динамику можно было увидеть только по прямой (благо, дрэг-рейсинг стал популярным спортом в США).

Ford Mustang II King Cobra (1978)

Ford Mustang II King Cobra (1978) имел все атрибуты мускул-кара, кроме мощного двигателя

Топливный кризис 1974 заставил американцев пересаживаться на более экономичные авто

С другой стороны, удар нанесло правительство: в преддверии федеральных норм выхлопа, все производители снизили степень сжатия двигателей для работы на неэтилированном бензине, что повлияло на реальную мощность. Номинальная же мощность снизилась в 1972 году с появлением нового стандарта “SAE Net”, который предписывал замерять двигатели на стенде в той же комплектации, что и на автомобиле (с навесным оборудованием, полным впуском и выхлопом). Такая методика используется по сей день, поэтому мощность американских машин можно сравнивать с современными только с 1972 года. Наконец, топливный кризис 1973 года, когда арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти странам, по их мнению, поддерживающим Израиль в так называемой “войне Судного дня”. Когда весной 1974 года эмбарго сняли, мировая цена на нефть была вчетверо выше, чем годом ранее, а в США – еще дороже. Соответственно, подорожавший бензин и очереди на АЗС заставили американцев покупать более экономичные машины и езда на мускул-каре начала восприниматься даже антисоциальной.

Dodge Adventurer

Лучший в свое смутное время: Dodge Adventurer Lil Red Express (1978-79)

ак наступила “эпоха недомогания” – период в истории американского автопрома 1973-1985 годов, когда акцент сместился на комфорт и престиж. Вдобавок, внедрение катализаторов и других методов снижения загрязнений выхлопа ещё ухудшили мощность и хвастаться было нечем: средний V8 выдавал всего 140-180 л.с. с 5-7 литров объема… Машины класса “персональная роскошь” начали продаваться сотнями тысяч ежегодно, а большинство старых имён мускул-каров постарались забыть, чтобы не рождать ассоциации с былыми пожирателями бензина.

Второй топливный кризис в 1979 году ещё раз убедил страну, что мускул-кары остались в прошлом. Пожалуй, главными подтверждениями тому стали новые Dodge Challenger (шильдик прилепили к импортируемому из Японии купе Mitsubishi Galant Lambda) и переднеприводный Dodge Charger… Доходило до таких грустных примеров, как 180-сильный Chevrolet Corvette 1980 года для продаж в Калифорнии и пикап Dodge Lil’ Red Express, который с 225 л.с. был самым быстрым и мощным американским автомобилем 1978-79 годов потому, что его производитель обнаружил лазейку в законодательстве – грузовикам был не нужен катализатор. Америка училась строить компактные и экономичные машины. В неизменном виде пережить эпоху недомогания удалось только Mustang, Camaro, Corvette и Firebird. Но даже в этих машинах спортивные амбиции пытались подчёркивать не лошадиными силами, а яркими наклейками и пластиковыми обвесами.

Лучшее из 1980-1990-х годов

К середине 1980-х годов топливный испуг американцев все же улетучился и в стране вновь рос спрос на мощные и быстрые автомобили. Все три корпорации подошли к решению вопроса совершенно по-разному.

Buick GNX (1987)

Buick GNX (1987)

General Motors в самом буквальном воплощении возродили мускул-кары: среднеразмерные купе на базе рамной платформы GM G-Body вновь начали получать мощные двигатели и броские комплектации: Chevrolet Monte Carlo SS, Pontiac Grand Prix 2+2, Oldsmobile 4-4-2 и Hurst/Olds… Лучше всех удалось Buick с моделью Regal Grand National, а особенно эксклюзивом 1987 года Buick GNX: черные, как шлем Дарта Вейдера, машины с турбированным 3,8-литровым V6 оказались заметно быстрее всех конкурентов с классическими атмосферными V8!

Однако, когда G-body сняли с производства в 1988 году, прямой замены этим, похоже, последним каноничным мускул-карам не появилось. Наработки Buick по турбомоторам пригодились в редких версиях Pontiac Trans Am, GMC Syclone и Typhoon. В 1994-96 годах на базе полицейского седана Caprice выпустили версию Impala SS – первый четырехдверный полноразмерный мускул-кар и предвестник нынешних машин этого типа. Вообще же в 1990-х General Motors уделяли внимание, в основном, дальнейшему развитию Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. К концу десятилетия эти авто с 5,7-литровыми двигателями LS1 догнали и превысили все динамические показатели лучших мускул-каров 1970 года, дав американцам надежду на лучшее будущее, но при этом сами Camaro и Firebird с производства сняли после 2002 модельного года, фактически отдав рынок Ford Mustang.

Mercury Marauder (2003-2004)

Mercury Marauder (2003-2004)

Подход Ford заключался, по большей части, в постепенном улучшении Mustang. С 1982 года, когда реклама пафосно провозглашала “Boss вернулся!”, мощность пони-каров увеличивалась. После экспериментов с четырехцилиндровыми турбомоторами Mustang SVO 1984-86 годов, статус флагмана вернули таки V8. И дело пошло особенно на лад с топовой версией Mustang Cobra, когда за ее доработки с 1993 года взялось новосозданное подразделение SVT. Апофеозом стал 400-сильный компрессорный монстр 2003-04 годов, почти официально прозванный Terminator – в условиях отсутствия Camaro, конкурентов у машины не было. Другое направление развития мощных Ford было не совсем мускулистым. Под индексом SHO (Super High Output) в 1989-1999 годах скрывалась модификация седана Taurus с моторами разработки японской компании Yamaha. Они обеспечивали впечатляющую динамику, но поведение этих переднеприводных машин не было похоже на американскую классику. Зато, абсолютно каноничным стал полноразмерный мускул-седан Mercury Marauder 2003-04 годов, сочетающий рамную платформу Panther от “пенсионерской” модели Grand Marquis с позаимствованным у Mustang Cobra 4,6-литровым DOHC V8 мощностью 305 л.с. Жаль, что этот запоздалый ответ Chevrolet Impala SS так мало продержался на рынке – это был последний в истории рамный мускул-кар.

Chevrolet Shelby CSX 1987 года)

Работая с Dodge, Кэрроллу Шелби приходилось рекламировать странно выглядящие автомобили, но благодаря его магии они действительно были быстрыми (на фото – Shelby CSX 1987 года)

Сложнее всего пришлось Chrysler, ведь в 1980-х корпорация в буквальном смысле поставила все деньги на переднеприводную платформу K-car и четырехцилиндровые двигатели. Тогдашний президент Chrysler Ли Якокке призвал своего старого друга Кэрролла Шелби вернуться в автомобильную индустрию и “сделать что-то с Dodge”. Первым результатом стал переднеприводный Dodge Shelby Charger с 2,2-литровым мотором мощностью 110 л.с. Это звучит, как оскорбление памяти настоящих Charger, но и времена были суровые… В итоге, с 1983 по 1989 год программа сотрудничества Shelby с Dodge породила ряд интересных и динамичных машин с четырехцилиндровыми турбомоторами объемом 2,2 литра мощностью до 174 л.с. Позже, Chrysler уже при помощи Lotus довели мощность этого же мотора до 224 л.с. на Dodge Daytona IROC R/T и Dodge Spirit R/T 1991-92 годов. А Кэрролл Шелби стал одним из четырех “отцов” суперкара Dodge Viper. Но в целом, вплоть до 2004 года все подразделения Chrysler выпускали скорее машины, оспортивленные в европейском и даже японском духе (благодаря сотрудничеству с Mitsubishi появился 300-сильный полноприводный Dodge Stealth), не пытаясь вернуться к образу мускул-каров.

Современные мускул-кары (modern muscle)

По описанию предыдущих двух десятилетий  можно заметить тенденцию: лошадиные силы снова продают! Как это было с 1964 годом, переломным стал 2004-2005-й, когда все три корпорации начали всерьез развивать тему возрожденных мускул-каров или, как их метко назвали, “modern muscle”: Chevrolet Impala SS, Pontiac GTO, Dodge Charger, Chrysler 300C с двигателем Hemi и 5-е поколение Ford Mustang появились почти синхронно.

Modern Muscul-cars

Парадоксально, но ни один нынешний мускул-кар не попал бы в эту категорию в 1960-х по тому определению, что нет ни одного “доступного среднеразмерного купе с мощным мотором”: все либо слишком “пони”, либо слишком большие, либо слишком роскошные, а большинство ещё и седаны! Но, мир вокруг меняется и мускул-кары меняются вместе с ним.

Во-первых, это больше не слабоуправляемые снаряды для езды строго по прямой – так или иначе, этим машинам приходится конкурировать с лучшими европейскими и японскими предложениями, а также с мощными SUV. Во-вторых, если предыдущие 30 лет оставалось только вздыхать об эпохе больших мощностей, то на этот раз всё серьезно и 400 л.с. являются только началом, потому что нынешние флагманы Детройта имеют немыслимые 700-800 л.с! В-третьих, некоторые традиции при всей их привлекательности, уже просто некому возродить, поскольку сами марки Pontiac, Oldsmobile, Mercury и Plymouth ушли в небытие за последние 20 лет. Ну и, наконец, никто уже не делит рынок на “пони”, “персональную роскошь” и “full-size muscle”, презрительно отмахиваясь от четырехдверных кузовов – например, никто не оспаривает принадлежность к modern muscle универсала Cadillac CTS-V Sport Wagon 2011-14 годов с его 556 л.с.

Ford Mustang

Ford Mustang среди современных мускул-каров можно ставить на первое место совершенно заслуженно, поскольку из всего многообразия только эта модель выпускается без перерывов и смены позиционирования уже 55 лет. 5-е поколение (2005-2014 годы) выполнено в особенно ностальгическом стиле а-ля 1965 модельный год до рестайлинга и а-ля 1967-й после. Ещё один реверанс в сторону классики – то, что с 2006 года самые мощные Mustang несут имя Shelby: легендарный Кэрролл Шелби возобновил сотрудничество с Ford и после его смерти в 2012 году работа продолжается. Так что, как и 50 лет назад, шильдик Shelby (любой модели) означает “очень быстрый мустанг”.

Ford Mustang (2015-17)

Ford Mustang (2015-17)

И, как и прежде, версии с V6 интересны только своим дизайном, а реальные мускулы есть только у Mustang GT с V8. Причем, автомобили 2011-2014 годов с 5,0-литровым Coyote гораздо предпочтительнее, чем более ранние 4,6-литровые. Впрочем, теперь это уже не так важно, ведь с появлением машин 6-го поколения (с 2015 года) более старые Mustang смотрятся бледнее и внешне, и по характеристикам – например, только сейчас во всех Mustang, наконец, сделали независимую заднюю подвеску. К тому же, новые Mustang Ecoboost с 2,3-литровым турбомотором оказались лучше, чем с V6.

Chevrolet Camaro

Причиной прекращения выпуска Chevrolet Camaro в 2002 году было устаревшее шасси, в дальнейшую модернизацию которого GM нужно было вложить слишком много. Но когда австралийский филиал корпорации, Holden, разработали собственную заднеприводную платформу Zeta, в Chevrolet увидели возможность возродить Camaro. Дизайн 5-го поколения, продажи которого начались в 2010 году, является переработкой машин 1967-69 годов. Даже базовые машины с V6 имеют не меньше 300 л.с., но из-за тяжёлого шасси реальный интерес, как раньше, представляли именно 6,2-литровые Camaro SS и другие, еще более мощные (с ностальгическими индексами Z28 и ZL1).

Chevrolet Camaro (2016-18)

Chevrolet Camaro (2016-18)

Однако, с 2016 года продается уже 6-е поколение Camaro: при очень похожем дизайне, эти авто по канонам 1960-х созданы на базе компактной платформы GM Alpha (разработанной для Cadillac ATS), поэтому стали заметно легче и динамичнее. Кроме того, как и у Mustang, появилась дружественная к украинской растаможке разновидность с 2-литровым турбомотором, которая за счёт большого крутящего момента и простого тюнинга предпочтительнее, чем V6.

Chrysler 300C, Dodge Charger и Challenger

После десятилетий игнорирования мускул-каров, Chrysler внезапно резко вернулись на этот рынок благодаря своей платформе LX – доработанного под американские требования шасси… Mercedes E-class. Это стало возможным в годы, когда Chrysler принадлежал Daimler, и открыло массу возможностей. Для начала, в 2005 году появился полноразмерный седан Chrysler 300C, в числе моторов для которого предлагали 5,7-литровый и 6,1-литровый Hemi V8: новейшую разработку, возродившую ещё одно культовое имя эпохи мускул-каров. Вслед за 300С представили Dodge Charger – впервые в 4-дверном кузове, но с теми же прекрасными Hemi V8 для “мускулистых” версий Charger R/T (345 л.с.) и Charger SRT (425 л.с.). Жаль, что аналогичный универсал Dodge Magnum продержался лишь до 2008 года – спрос был невелик. Зато, на смену ему пришло купе на той же самой платформе, с ностальгическим дизайном и славным именем Dodge Challenger.

Dodge Challenger R/T и Dodge Charger R/T

Dodge Challenger R/T и Dodge Charger R/T

Как всегда, машины с V6 (и Dodge, и Chrysler) с трудом можно зачислить в настоящие мускул-кары, зато производитель буквально творит чудеса с V8, все наращивая мощность. С 2014 года продаются Challenger Hellcat и Charger Hellcat, чей 6,2-литровый Hemi V8 выдает не меньше 707 л.с.! Эксклюзивный для 2018 модельного года Dodge Challenger Demon вообще стал самым быстрым серийным автомобилем в истории – благодаря 840 л.с. он разгоняется до 100 км/ч и проходит 1/4-мильную дистанцию быстрее, чем Bugatti Veyron и Tesla Model S P100D. Так что, из всей детройтской Большой Тройки именно Chrysler ныне ближе всех возродили классику мускул-каров – сверхмощную, но едущую быстро только по прямой. Впрочем, в этом и шарм.

Chevrolet SS

Кроме США, мощные заднеприводные автомобили с V8 не меньше уважают в Австралии. Увы, из-за отдаленности региона и правого руля, их машины остаются почти неизвестными – разве что импорт в Великобританию и страны Персидского залива давно налажен. В 2004 году General Motors впервые придумали, как извлекать на рынке США пользу из самобытных автомобилей своего австралийского подразделения Holden: они взяли купе Holden Monaro с 5,7-литровым двигателем, совместили его с левым рулём от арабского Chevrolet Lumina на той же базе и стали продавать в Америке, как Pontiac GTO 2004-06 годов. Затем, тот же финт провернули со следующим поколением полноразмерного Holden, только теперь это был седан Commodore, известный в США как Pontiac G8 2008-09 годов. Эксперимент был удачный, вот только марка Pontiac прекратила существование.

Chevrolet SS (2015-17)

Chevrolet SS (2015-17) в серийном виде и в качестве болида NASCAR

В итоге, дождавшись привлекательного рестайлинга Commodore, эту модель с 6,2-литровым мотором вновь стали импортировать в США под нехитрым названием Chevrolet SS (то есть Super Sport) 2014-17 годов. Увы, с того момента сами Holden перестали выпускать базовую машину, но завезенные в Америку автомобили являются отличным способом получить 415-сильный и очень динамичный седан за разумные деньги.

Cadillac CTS-V

До 2000 года Cadillac никогда не интересовались автоспортом и спортивными версиями своих машин. Даже когда автомобили были очень мощными, акцент всегда ставился на роскошь, а не динамику. Всё изменилось с появлением V-Series: линейки спортивных модификаций для седанов Cadillac CTS и STS, а также спорткарах XLR (на базе Corvette). STS-V и XLR-V пали жертвой оптимизаций после банкротства General Motors в 2009 году, зато самый доступный и самый удачный CTS-V получил второе поколение в 2010-15 годах и третье – с 2016-го.

Cadillac CTS-V (2016-19)

2016 Cadillac CTS-V Sedan

Прямые конкуренты суперседана Cadillac это немецкие BMW M5, Mercedes E63 AMG и Audi RS6. Следовательно, мощность CTS-V неизменно растет (400 л.с. до 2007 года, 556 л.с. у второго поколения и целых 640 л.с. у нынешнего!), но инженеры уделяют внимание и управляемости, и комфорту. Из всех modern muscle эти автомобили, особенно третьего поколения, самые дорогие, но и по сочетанию характеристик соответствуют старому пафосному слогану Cadillac – “мировой стандарт”.

Cadillac ATS-V

В 2000-е годы Cadillac чисто по-американски придерживались мнения, что если покупателю BMW 3-й серии предложить подобную машину, но размером с 5-ю серию, то это позволит переманить клиента к себе. Тактика оказалась неверной: хозяева “троек” не хотят автомобили большего размера. Сделать достаточно лёгкую машину на существующей базе Cadillac не удавалось, поэтому для этих целей они разработали отдельную платформу GM Alpha, а получившийся автомобиль назвали Cadillac ATS.

Cadillac ATS-V (2016-18)

Седан и купе Cadillac ATS-V (2016-18)

Шасси вышло настолько успешным, что на него перевели и CTS третьего поколения, а также заимствовали для Chevrolet Camaro. А для прямого соревнования с BMW M3 и M4 с 2016 года предлагают заряженный вариант седана и купе ATS-V с 3,6-литровым твин-турбо V6 мощностью 464 л.с. Благодаря лёгкому кузову, этого достаточно для разгона до 100 км/ч за 3,9 секунды, причем Cadillac ATS-V и по управляемости сравним с лучшими европейскими конкурентами. Так что, с одной стороны, эта машина является современным “компактным мускул-каром”, но с другой – не затеряется среди “немцев” на парковке престижного заведения.

Купить мускул-кар в Украине

Как видно из описаний, благодаря новым технологиям и стандартам индустрии современные мускул-кары во всем превзошли своих легендарных предков. Возможно, в будущем нынешние годы тоже будут вспоминать, как золотую эпоху мощности и динамики. Но пока можно лишь порадоваться, что мы живём в прекрасное время снова доступных очень мощных американских автомобилей и это отличный повод не медлить с покупкой.

Замовляйте підбір авто під пільгове розмитнення!

Умови кредитування

Ми в соцмережах
Останні записи